Вам необ­хо­ди­мо еже­днев­но напо­ми­нать сво­им детям о пра­ви­лах без­опас­но­го пове­де­ния на ули­це. Необ­хо­ди­мо учить детей не толь­ко Пра­ви­лам дорож­но­го дви­же­ния, но и с само­го ран­не­го воз­рас­та учить их наблю­дать и ори­ен­ти­ро­вать­ся!

Нуж­но учи­ты­вать, что основ­ной спо­соб фор­ми­ро­ва­ния навы­ков пове­де­ния – наблю­де­ние, под­ра­жа­ние взрос­лым, преж­де все­го роди­те­лям. Мно­гие роди­те­ли, не пони­мая это­го, лич­ным при­ме­ром обу­ча­ют детей непра­виль­но­му пове­де­нию.

Вот несколь­ко сове­тов, кото­рые помо­гут Вам и Ваше­му ребен­ку:

1. Вме­сте с ребен­ком, в выход­ные дни (когда у Вас доста­точ­но вре­ме­ни) обя­за­тель­но раз­ра­бо­тай­те и прой­ди­те вме­сте с ребен­ком марш­рут «дом-шко­ла-дом», ука­жи­те на наи­бо­лее опас­ные участ­ки доро­ги, а глав­ное, разъ­яс­ни­те, как себя вести. Если Ваш ребе­нок посе­ща­ет спор­тив­ную сек­цию или учре­жде­ние допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, то необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ему допол­ни­тель­ный без­опас­ный марш­рут «дом-сек­ция (кру­жок) – дом».


2. При выхо­де из подъ­ез­да дома, обра­щай­те вни­ма­ние ребен­ка на сле­ду­ю­щие момен­ты:

  • у подъ­ез­да дома по дво­ро­во­му про­ез­ду так­же есть дви­же­ние транс­пор­та;
  • при­пар­ко­ван­ная у подъ­ез­да авто­ма­ши­на, рас­по­ло­жен­ный гараж или рас­ту­щее дере­во – закры­ва­ют обзор.

Научи­те ребен­ка при­оста­но­вить­ся и огля­деть­ся – нет ли за пре­пят­стви­ем скры­той опас­но­сти.


3. Не раз­ре­шай­те ребен­ку пере­хо­дить или пере­бе­гать доро­гу впе­ре­ди Вас – этим Вы обу­ча­е­те его идти через доро­гу, не гля­дя по сто­ро­нам. Малень­ко­го ребен­ка надо креп­ко дер­жать за руку, быть гото­вым удер­жать при попыт­ке вырвать­ся.


4. Не спе­ши­те – пере­хо­ди­те доро­гу раз­ме­рен­ным шагом. Выхо­дя на про­ез­жую часть доро­ги, пре­кра­щай­те посто­рон­нее раз­го­во­ры с ребен­ком. Все необ­хо­ди­мые реко­мен­да­ции дай­те ребен­ку на тро­туа­ре.

Выхо­дить из дома сле­ду­ет забла­го­вре­мен­но так, что­бы остал­ся резерв вре­ме­ни, и мож­но было идти не спе­ша.


5. Не нару­шай­те Пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния в при­сут­ствии детей. Даже если нет ни одной маши­ны,

Нико­гда не пере­хо­ди­те доро­гу на «крас­ный» или «жёл­тый» сиг­нал све­то­фо­ра!


6. Осо­бое вни­ма­ние необ­хо­ди­мо уде­лить «Зелё­но­му» сиг­на­лу све­то­фо­ра и научить ребён­ка одной про­стой истине:

«Зелё­ный раз­ре­ша­ет пере­ход доро­ги лишь тогда, когда он заго­рел­ся и мож­но убе­дить­ся, что пере­ход доро­ги без­опа­сен».

Для при­ме­ра може­те подой­ти с ребён­ком к Све­то­фо­ру, име­ю­ще­му циф­ро­вое таб­ло и ска­зать: «Видишь, отсчёт вре­ме­ни для пеше­хо­дов. Оста­лось 1–2 секун­ды, когда зелё­ный сиг­нал све­то­фо­ра раз­ре­шит пере­ход доро­ги. Рань­ше пере­хо­дить нель­зя!


7. Научи­те ребён­ка пере­хо­дить доро­гу толь­ко в местах, обо­зна­чен­ных дорож­ным зна­ком «Пеше­ход­ный пере­ход» и дорож­ной раз­мет­кой типа «Зеб­ра». Но при этом, сле­ду­ет разъ­яс­нить. Если нет под­зем­но­го или назем­но­го пеше­ход­но­го пере­хо­да, то пере­хо­дить про­ез­жую часть нуж­но раз­ме­рен­ным шагом, убе­див­шись в соб­ствен­ной без­опас­но­сти.

На пере­крёст­ках сле­ду­ет пере­хо­дить доро­гу по линии тро­туа­ров или обо­чин. У ребён­ка дол­жен быть выра­бо­тан твёр­дый навык: преж­де чем сде­лать пер­вый шаг с тро­туа­ра на доро­гу, он дол­жен посмот­реть нале­во, и напра­во и толь­ко убе­див­шись в сво­ей без­опас­но­сти пере­хо­дить ее.

Ни в коем слу­чае при пере­хо­де не сле­ду­ет раз­го­ва­ри­вать по мобиль­но­му теле­фо­ну и слу­шать музы­ку – это опас­но!

Напом­ни­те ребён­ку, что на пере­крёст­ках, недо­ста­точ­но посмот­реть «нале­во» и «напра­во», а необ­хо­ди­мо ещё посмот­реть и «назад» и убе­дить­ся, что маши­ны не пово­ра­чи­ва­ют на про­ез­жую часть, кото­рую он собрал­ся перей­ти.

Это долж­но быть дове­де­но до авто­ма­тиз­ма.


8. Если ребё­нок само­сто­я­тель­но поль­зу­ет­ся транс­пор­том, необ­хо­ди­мо учесть на сле­ду­ю­щие момен­ты:

  • Ожи­дать транс­порт­ное сред­ство нуж­но толь­ко в местах, обо­зна­чен­ных зна­ком «Оста­нов­ка авто­бу­са (трол­лей­бу­са, трам­вая)».

Осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лить оста­нов­ке трам­вая! Нуж­но под­хо­дить к трам­ваю толь­ко тогда, когда маши­ны, сле­ду­ю­щие в попут­ном с трам­ва­ем направ­ле­нии, оста­но­ви­лись. Выхо­дя из трам­вая, необ­хо­ди­мо спу­стить­ся на ниж­нюю сту­пень­ку и посмот­реть «напра­во», убе­див­шись, что маши­ны, сле­ду­ю­щие в попут­ном направ­ле­нии, оста­но­ви­лись, и толь­ко тогда вый­ти из него.

  • Вый­дя из обще­ствен­но­го транс­пор­та, сле­ду­ет посмот­реть по сто­ро­нам, дой­ти до тро­туа­ра и перей­ти про­ез­жую часть доро­ги по пеше­ход­но­му пере­хо­ду.

Ува­жа­е­мые роди­те­ли! Из авто­бу­са, трам­вая, так­си выхо­ди­те пер­вы­ми, а захо­ди­те после ребён­ка. В про­тив­ном слу­чае, ребён­ка могут слу­чай­но толк­нуть, и он может упасть, выбе­жать на про­ез­жую часть!


9. Для того что­бы ребе­нок стал види­мым на доро­ге в тем­ное вре­мя суток жела­тель­но при­об­ре­тать верх­нюю одеж­ду со све­то­от­ра­жа­ю­щи­ми встав­ка­ми или при­креп­лять к одеж­де ребен­ка све­то­от­ра­жа­ю­щие изде­лия.


 

Хоро­шие резуль­та­ты в обу­че­нии ребен­ка дорож­ной гра­мо­те дости­га­ют­ся в игре, в кото­рой жела­тель­но самое актив­ное уча­стие роди­те­лей. Сле­ду­ет вся­че­ски под­дер­жи­вать и раз­ви­вать инте­рес детей к вопро­сам дорож­но­го дви­же­ния и тем самым спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию у них устой­чи­вых навы­ков без­опас­но­го пове­де­ния на ули­цах и доро­гах.

Необ­хо­ди­мо раз­ви­вать у детей чув­ство ответ­ствен­но­сти за свое пове­де­ние на ули­це, уме­ние учи­ты­вать воз­мож­ную опас­ность, учить не терять само­об­ла­да­ние, быст­ро и пра­виль­но оце­ни­вать обста­нов­ку. Что­бы выра­бо­тать у ребен­ка эти каче­ства, необ­хо­ди­мо:

  • боль­ше пока­зы­вать, чем рас­ска­зы­вать; объ­яс­не­ние необ­хо­ди­мо лишь как допол­не­ние и уси­ле­ние наблю­да­е­мо­го;
  • пока­зы­вать и объ­яс­нять после­до­ва­тель­но две «кар­тин­ки»: «кажу­щу­ю­ся без­опас­ность» (ран­няя ста­дия ситу­а­ции) и «види­мую опас­ность» (позд­няя ста­дия ситу­а­ции).

Основ­ной зада­чей при обу­че­нии детей пра­ви­лам дви­же­ния на ули­це явля­ет­ся вос­пи­та­ние вни­ма­ния к улич­но­му дви­же­нию, само­об­ла­да­ния и урав­но­ве­шен­но­сти в момент опас­но­сти. Надо учить детей сдер­жи­вать свои импуль­сив­ные поры­вы, напри­мер жела­ние, воз­мож­но ско­рее пере­бе­жать ули­цу. Сле­ду­ет спе­ци­аль­но оста­но­вить­ся на необ­хо­ди­мо­сти учить ребен­ка уме­нию смот­реть, пред­ви­деть опас­ность. Это уме­ние долж­но быть дове­де­но до авто­ма­тиз­ма, выра­бо­та­но в твер­дый навык. Вооб­ще, фор­ми­ро­ва­ние у ребен­ка навы­ка пред­ви­де­ния опас­но­сти долж­но про­ни­зы­вать все его обще­ние с роди­те­ля­ми.

Осо­бен­но слож­ным для ребен­ка явля­ет­ся пред­ви­де­ние скры­той опас­но­сти. «Уро­ки пред­ви­де­ния» скры­той опас­но­сти луч­ше все­го про­во­дить, нахо­дясь на тро­туа­ре в зоне пеше­ход­но­го пере­хо­да или оста­нов­ки обще­ствен­но­го транс­пор­та. Неод­но­крат­но пока­зы­вай­те ребен­ку с тро­туа­ра или дру­го­го без­опас­но­го места сле­ду­ю­щие ситу­а­ции:

  • сто­я­щий авто­бус или дру­гое транс­порт­ное сред­ство (спе­ре­ди) и вне­зап­но выез­жа­ю­щую из-за него встреч­ную маши­ну;
  • сто­я­щий авто­бус или дру­гое транс­порт­ное сред­ство (сза­ди) и вне­зап­но выез­жа­ю­щую из-за него встреч­ную маши­ну;
  • сто­я­щее транс­порт­ное сред­ство и вне­зап­но выез­жа­ю­щую из-за него маши­ну;
  • кусты, дере­вья, забор, дру­гие меша­ю­щие обзо­ру про­ез­жей части пред­ме­ты или соору­же­ния и маши­ну, выез­жа­ю­щую из-за них;
  • дви­жу­щий­ся транс­порт и авто­мо­биль, обго­ня­ю­щий пер­вый и выез­жа­ю­щий из-за него;
  • дви­жу­щий­ся транс­порт и встреч­ный авто­мо­биль, обго­ня­ю­щий пер­вый и выез­жа­ю­щий из-за него.

Посте­пен­но, нена­вяз­чи­во сле­ду­ет доби­вать­ся, что­бы сам вид пред­ме­тов, меша­ю­щих сво­бод­но­му обзо­ру про­ез­жей части, вос­при­ни­мал­ся ребен­ком как сиг­нал опас­но­сти, как уста­нов­ка к повы­шен­ной осто­рож­но­сти.
Навык пред­ви­де­ния опас­но­сти тес­но вза­и­мо­свя­зан с фор­ми­ро­ва­ни­ем у ребен­ка наблю­де­ния. Отсут­ствие это­го навы­ка при­во­дит ребен­ка к сле­ду­ю­щим типич­ным ошиб­кам:

  • начи­на­ет пере­хо­дить про­ез­жую часть, не оста­но­вив­шись и не осмот­рев­шись;
  • дви­га­ясь по тро­туа­ру в зоне выез­да со дво­ра или с тер­ри­то­рии пред­при­я­тия, не заме­ча­ет выез­жа­ю­щее транс­порт­ное сред­ство;
  • на ули­цах с нере­гу­ли­ру­е­мым дви­же­ни­ем, не осмот­рев­шись выхо­дить на про­ез­жую часть перед при­бли­жа­ю­щим­ся транс­пор­том;
  • играя вбли­зи про­ез­жей части и увлек­шись игрой, выбе­га­ет на доро­гу, пред­ва­ри­тель­но не осмот­рев ее;

в сумер­ках не заме­ча­ет авто­мо­биль тем­но­го цве­та, не заме­ча­ет пода­ва­е­мых води­те­лем сиг­на­лов пово­ро­та.
Фор­ми­ро­ва­ние навы­ков и пред­ви­де­ния опас­но­сти у детей – дли­тель­ный про­цесс и для этой цели необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать каж­дый выход с ребен­ком на ули­цу.