Во-первых

Тести­ро­ва­ние поз­во­ля­ет опре­де­лить, какие кате­го­рии управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ства­ми в наи­боль­шей сте­пе­ни под­хо­дят кан­ди­да­ту. Здесь речь идет об опре­де­ле­нии про­фес­си­о­наль­ной направ­лен­но­сти кан­ди­да­та (напри­мер: если кур­сант будет успе­шен в управ­ле­нии лег­ко­вым авто­мо­би­лем, это еще не озна­ча­ет, что он будет успе­шен при управ­ле­нии транс­порт­ным сред­ством с тяга­чом. Дру­гая ситу­а­ция, кур­сант име­ет высо­кую пред­рас­по­ло­жен­ность к ава­рий­но­му вожде­нию, но в сово­куп­но­сти с лич­ност­ны­ми каче­ства­ми из него полу­чит­ся отлич­ный автогонщик).

Во-вторых

тести­ро­ва­ние поз­во­ля­ет выявить уро­вень выра­жен­но­сти ПВК. С одной сто­ро­ны, это под­ра­зу­ме­ва­ет под собой инфор­ма­ци­он­ную состав­ля­ю­щую. Здесь дей­ству­ет обще­из­вест­ный прин­цип: «Пре­ду­пре­жден – зна­чит, воору­жен» (напри­мер: кан­ди­дат в води­те­ли ТС, зна­ю­щий, что его ско­рость при­е­ма и пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции низ­кая, дол­жен рас­счи­ты­вать без­опас­ную ско­рость дви­же­ния сво­е­го авто­мо­би­ля). Как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, такие води­те­ли боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ют сво­е­му состо­я­нию и здо­ро­вью, более адек­ват­но ведут себя на доро­гах, а если и слу­ча­ет­ся непред­ви­ден­ная ситу­а­ция – они ста­ра­ют­ся взять ее под кон­троль, мини­ми­зи­руя или вовсе предот­вра­щая ее нега­тив­ные последствия.

С дру­гой сто­ро­ны – это дает воз­мож­ность про­во­дить кор­рек­ци­он­ные меро­при­я­тия, поз­во­ля­ю­щие повы­сить уро­вень выра­жен­но­сти ПВК, не соот­вет­ству­ю­щих заяв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям. Речь идет о при­ме­не­нии упраж­не­ний направ­лен­ных на раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств и регу­ля­ции сво­е­го состо­я­ния (напри­мер: кан­ди­дат зна­ет, что в состо­я­нии стрес­са у него при­туп­ля­ет­ся вос­при­я­тие окру­жа­ю­щей сре­ды, при­ме­няя метод ауто­ген­ной тре­ни­ров­ки, он в состо­я­нии снять нега­тив­ные послед­ствия это­го воз­дей­ствия. Дру­гая ситу­а­ция, у кан­ди­да­та недо­ста­точ­ная спо­соб­ность к про­гно­зи­ро­ва­нию пове­де­ния дви­жу­ще­го­ся в поле зре­ния объ­ек­та в про­стран­стве и вре­ме­ни. Путем выпол­не­ния ряда упраж­не­ний (тре­ни­ров­ки), кан­ди­дат в состо­я­нии повы­сить эту спо­соб­ность до опти­маль­но­го уровня.

В‑третьих

кан­ди­да­ты, кото­рые по уров­ню раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств мини­маль­но соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям, нуж­да­ют­ся в более углуб­лен­ном кур­се обу­че­ния. В зави­си­мо­сти от уров­ня выра­жен­но­сти тех или иных ПВК при­ни­ма­ет­ся реше­ние о допол­ни­тель­ных заня­ти­ях по тео­ре­ти­че­ско­му кур­су, по отра­бот­ке прак­ти­че­ских навы­ков вожде­ния, а кому-то может быть сто­ит обу­чить­ся спе­ци­фи­че­ским при­е­мам управ­ле­ния ТС.

В‑четвертых

кан­ди­да­там, кото­рые по уров­ню раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств не соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям, воз­мож­но, сто­ит посо­ве­то­вать вооб­ще не садить­ся за руль ТС, что­бы не созда­вать угро­зу соб­ствен­ной жиз­ни и окру­жа­ю­щим. Такие люди чаще все­го под­вер­же­ны ава­рий­но-опас­но­му сти­лю вожде­ния. Они прак­ти­че­ски абсо­лют­но рас­те­ря­ны в слу­чае воз­ник­но­ве­ния слож­ной, незна­ко­мой, опас­ной ситу­а­ции, либо, склон­ны к излиш­ней само­уве­рен­но­сти, пере­оцен­ке сво­их спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей. Уро­вень их ПВК не поз­во­ля­ет им быст­ро сори­ен­ти­ро­вать­ся и при­нять гра­мот­ное и свое­вре­мен­ное реше­ние в про­ис­хо­дя­щей ситу­а­ции, даже, несмот­ря на вла­де­ние неко­то­ры­ми спе­ци­фи­че­ски­ми при­е­ма­ми и навы­ка­ми управ­ле­ния авто­мо­би­лем. Кто-то может и не согла­сить­ся с этим, но это факт име­ет науч­ное обос­но­ва­ние. И пусть дан­ная мера будет доста­точ­но жест­кой по отно­ше­нию к потен­ци­аль­ным кан­ди­да­там в води­те­ли, но она поз­во­лит суще­ствен­но сни­зить коли­че­ство опас­ных ситу­а­ций на дороге.


Ряд вопро­сов, кото­рые воз­ни­ка­ют при реше­нии дан­ной задачи…

  •  Как долж­но быть орга­ни­зо­ва­но про­ве­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го тестирования?
  • Где оно долж­но проводиться?
  • В самих авто­шко­лах или в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах, как в неко­то­рых евро­пей­ских странах?
  • Про­фес­си­о­на­ла­ми како­го уров­ня подготовленности?
  • Какой инстру­мен­та­рий при этом необ­хо­ди­мо использовать?

Бес­спор­но, тести­ро­ва­ние долж­но про­во­дить­ся до про­цес­са обу­че­ния в обра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии. Луч­ше все­го, если оно будет про­ве­де­но в окруж­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах. Это свя­за­но с тем, что гра­мот­но выне­сти заклю­че­ние о про­фес­си­о­наль­ной при­год­но­сти и соот­не­сти кан­ди­да­та к кате­го­ри­ям управ­ле­ния ТС может толь­ко спе­ци­а­лист, обла­да­ю­щий соот­вет­ству­ю­щим уров­нем зна­ний в дан­ной обла­сти. Ведь, поды­то­жи­вая резуль­та­ты тести­ро­ва­ния (кото­рые луч­ше все­го допол­нить бесе­дой с кан­ди­да­том), спе­ци­а­лист дол­жен све­сти всю полу­чен­ную инфор­ма­цию к еди­но­му зна­ме­на­те­лю. По ито­гам резуль­та­тов, спе­ци­а­лист дол­жен сфор­ми­ро­вать два заклю­че­ния, одно для кан­ди­да­та, дру­гое для пре­по­да­ва­те­лей обра­зо­ва­тель­но­го учреждения.

Вто­рой глав­ной при­чи­ной слу­жит раз­но­сто­рон­ность дея­тель­но­сти. Если, по ито­гам тести­ро­ва­ния выяс­нить­ся, что уро­вень раз­ви­тия ряда ПВК не соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям, спе­ци­а­лист дол­жен либо выдать кор­рект­ные реко­мен­да­ции, либо про­ве­сти кор­рек­ци­он­ные занятия.

В свя­зи с акту­аль­но­стью под­хо­да о про­фес­си­о­наль­ном тести­ро­ва­нии кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС, необ­хо­ди­мо про­ве­де­ние науч­но-иссле­до­ва­тель­ских работ по дан­ной тема­ти­ке. Здесь речь идет о необ­хо­ди­мо­сти созда­ния еди­ной базы дан­ных кан­ди­да­тов (в базе фик­си­ру­ют­ся и лич­ные дан­ные, и дан­ные резуль­та­тов тести­ро­ва­ния, и оцен­ки кан­ди­да­та, полу­чен­ные в ходе обу­че­ния, и дан­ные о часто­те совер­ше­ния ДТП, об их при­чи­нах и т.п.) с целью про­ве­де­ния раз­лич­но­го рода исследований.

Как пра­ви­ло, авто­шко­лы не все­гда име­ют подоб­но­го уров­ня спе­ци­а­ли­стов, да и их дея­тель­ность не настоль­ко широ­ка, что­бы решать подоб­но­го рода зада­чи. А если сюда отне­сти и объ­е­мы выпол­ня­е­мых работ с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний к их выпол­не­нию, то вывод напра­ши­ва­ет­ся сам собой.

Подоб­ная рабо­та долж­на про­во­дить­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах, тогда она будет более успеш­ной и плодотворной.

Инстру­мен­та­рий, с помо­щью кото­ро­го спе­ци­а­ли­сты мог­ли бы эффек­тив­но решать постав­лен­ные перед ними зада­чи, дол­жен быть надеж­ным и валидным.

Из резуль­та­тов ана­ли­за оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных пуб­ли­ка­ций по дан­ной про­бле­ма­ти­ке сле­ду­ет, что инстру­мен­та­рий, пред­на­зна­чен­ный для оцен­ки про­фес­си­о­наль­ной при­год­но­сти води­те­лей авто­транс­порт­ных средств дол­жен вклю­чать мето­ди­ки, оце­ни­ва­ю­щие общие (интел­лек­ту­аль­ные) спо­соб­но­сти и осо­бен­но­сти про­те­ка­ния отдель­ных когни­тив­ных про­цес­сов, пер­цеп­тив­ные и дви­га­тель­ные (пси­хо­мо­тор­ные) тесты, а так­же мето­ди­ки, оце­ни­ва­ю­щие моти­ва­ци­он­ные, тем­пе­ра­мен­таль­ные и лич­ност­ные осо­бен­но­сти, вклю­чая убеж­де­ния и при­зна­ки склон­но­сти к деви­ант­ным фор­мам поведения.

В насто­я­щее вре­мя на рос­сий­ском рын­ке сра­зу несколь­ко орга­ни­за­ций пред­ла­га­ют мето­ди­ки и тесто­вые бата­реи (набо­ры мето­дик) для опре­де­ле­ния ПВК кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС. Как пра­ви­ло, мето­ди­ки и тесто­вые бата­реи пред­ла­га­ют­ся в виде ком­пью­тер­ных про­грамм или про­грамм­но-тех­ни­че­ских комплексов.

Спе­ци­аль­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние ком­плек­са предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лю удоб­ные про­грамм­но-мето­ди­че­ские сред­ства для реше­ния широ­ко­го кру­га прак­ти­че­ских задач:

  • гото­вые тесто­вые бата­реи для тести­ро­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских качеств, опре­де­ля­ю­щих успеш­ность обу­че­ния в авто­шко­ле и после­ду­ю­ще­го прак­ти­че­ско­го вождения;
  • спе­ци­аль­ные тесто­вые бата­реи для про­гно­зи­ро­ва­ния успеш­но­сти дея­тель­но­сти отдель­ных кате­го­рий водителей-профессионалов;
  • воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния соб­ствен­ных (поль­зо­ва­тель­ских) тесто­вых бата­рей для реше­ния спе­ци­аль­ных задач;
  • авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный кон­троль за ходом выпол­не­ния тесто­вых зада­ний, исклю­ча­ю­щий полу­че­ние некор­рект­ных данных;
  • мно­го­па­ра­мет­ри­че­ская оцен­ка резуль­та­тов выпол­не­ния отдель­ных тестов соче­та­ет­ся с инте­граль­ной, лег­ко интер­пре­ти­ру­е­мой оцен­кой резуль­та­тов выпол­не­ния тесто­вой батареи;
  • ана­лиз полу­чен­ных дан­ных (рас­чет тесто­вых норм, рей­тин­гов, дескрип­тив­ная ста­ти­сти­ка, срав­не­ние дан­ных кан­ди­да­тов, срав­не­ние дан­ных по обу­ча­ю­щим­ся груп­пам и пр.);
  • сохра­не­ние резуль­та­тов тести­ро­ва­ния в базе пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских данных;
  • раз­гра­ни­че­ние уров­ня досту­па к систе­ме, обес­пе­чи­ва­ю­щее необ­хо­ди­мую кон­фи­ден­ци­аль­ность пер­со­наль­ных данных.

Мето­ди­че­ское обес­пе­че­ние вклю­ча­ет в себя свы­ше 40 раз­лич­ных тестов для оцен­ки интел­лек­ту­аль­ных и лич­ност­ных осо­бен­но­стей, моти­ва­ци­он­ных харак­те­ри­стик, уста­но­вок по отно­ше­нию к вопро­сам без­опас­но­сти дорож­но­го дви­же­ния, акту­аль­но­го пси­хи­че­ско­го (пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го) состо­я­ния, а так­же необ­хо­ди­мый набор дея­тель­ност­ных (пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских) мето­дик, пред­на­зна­чен­ных для оцен­ки ско­ро­сти и точ­но­сти мотор­ных, пер­цеп­тив­ных и когни­тив­ных опе­ра­ций, необ­хо­ди­мых для успеш­но­го вожде­ния, в том чис­ле, ори­ги­наль­ный опрос­ник, обес­пе­чи­ва­ю­щий выяв­ле­ние лич­ност­ных и моти­ва­ци­он­ных фак­то­ров, явля­ю­щих­ся пред­по­сыл­ка­ми аварийности.

Основ­ная тесто­вая бата­рея, реко­мен­ду­е­мая для при­ме­не­ния в авто­шко­лах, вклю­ча­ет 8 тестов, по резуль­та­там выпол­не­ния кото­рых рас­счи­ты­ва­ют­ся инте­граль­ные оцен­ки соот­вет­ствия уров­ней раз­ви­тия пер­цеп­тив­но-мотор­ных и лич­ност­ных качеств, уров­ня пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной устой­чи­во­сти, а так­же оцен­ка досто­вер­но­сти отве­тов на пунк­ты опрос­ни­ков. По резуль­та­там тести­ро­ва­ния фор­ми­ру­ет­ся заклю­че­ние, содер­жа­щее про­гноз успеш­но­сти обу­че­ния, нали­чие уяз­ви­мых качеств, воз­мож­ные пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния ава­рий­но-опас­но­го сти­ля вождения.

В инте­ре­сах раз­ви­тия пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских качеств осу­ществ­ля­ет­ся оцен­ка дина­ми­че­ских харак­те­ри­стик выпол­не­ния тестов, име­ют­ся про­лон­ги­ро­ван­ные вер­сии тесто­вых зада­ний и спе­ци­аль­ная тех­но­ло­гия оцен­ки резуль­та­тов повтор­ных обсле­до­ва­ний («Навык»).

На осно­ва­нии полу­чен­ных резуль­та­тов выда­ют­ся два заклю­че­ния, одно кур­сан­ту, дру­гое кура­то­ру учеб­ной группы.

В заклю­че­нии для кур­сан­та рас­кры­ва­ет­ся харак­те­ри­сти­ка его про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств, ука­зы­ва­ют­ся те ПВК, кото­рые нуж­да­ют­ся в кор­рек­ции, а так же выда­ют­ся реко­мен­да­ции для успеш­но­го овла­де­ния навы­ка­ми вождения.

В заклю­че­нии для кура­то­ра ука­зы­ва­ет­ся уро­вень соот­вет­ствия ПВК кур­сан­та заяв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям и меро­при­я­тия, кото­рые необ­хо­ди­мо при­ме­нить для повы­ше­ния уров­ня его мастерства.

Если инте­граль­ная оцен­ка, полу­чен­ная кан­ди­да­том по резуль­та­там выпол­не­ния тести­ро­ва­ния высо­кая, это сви­де­тель­ству­ет о высо­кой веро­ят­но­сти успеш­но­го про­хож­де­ния кур­са обу­че­ния и овла­де­ния навы­ка­ми прак­ти­че­ско­го вожде­ния (при нали­чии соот­вет­ству­ю­щей моти­ва­ции) в уста­нов­лен­ные сро­ки. Опти­маль­ное соче­та­ние лич­ност­ных и тем­пе­ра­мен­таль­ных харак­те­ри­стик, спо­соб­но обес­пе­чить фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­но­го сти­ля вождения.

Если по резуль­та­там тести­ро­ва­ния кан­ди­дат полу­ча­ет низ­кую инте­граль­ную оцен­ку по про­фи­лю «Общие спо­соб­но­сти», ему необ­хо­ди­мо сде­лать упор на таких дис­ци­пли­нах как «Осно­вы зако­но­да­тель­ства в сфе­ре ДД», «Осно­вы без­опас­но­сти управ­ле­ния ТС», «Устрой­ство авто­мо­би­ля», «Ока­за­ние меди­цин­ской помо­щи». Если низ­кие резуль­та­ты по про­фи­лю «Общие спо­соб­но­сти» соче­та­ют­ся с низ­ки­ми резуль­та­та­ми по про­фи­лю «Мотор­но-пер­цеп­тив­ные спо­соб­но­сти» кан­ди­да­ту необ­хо­ди­ма про­лон­га­ция кур­са прак­ти­че­ско­го вожде­ния и допол­ни­тель­ные уси­лия при осво­е­нии тео­ре­ти­че­ских дис­ци­плин. Так как низ­кий уро­вень раз­ви­тия дви­га­тель­ных функ­ций, ско­ро­сти и точ­но­сти пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции в соче­та­нии со сни­жен­ным уров­нем раз­ви­тия общих спо­соб­но­стей, дела­ют про­бле­ма­тич­ным усво­е­ние кур­са обу­че­ния и фор­ми­ро­ва­ние навы­ков прак­ти­че­ско­го вожде­ния в уста­нов­лен­ные сроки.

При выяв­ле­нии суб­оп­ти­маль­но­го соче­та­ния лич­ност­ных и тем­пе­ра­мен­таль­ных харак­те­ри­стик име­ют­ся неко­то­рые пред­по­сыл­ки к фор­ми­ро­ва­нию ава­рий­но-опас­но­го сти­ля вожде­ния, для пре­ду­пре­жде­ния кото­ро­го может потре­бо­вать­ся про­ве­де­ние допол­ни­тель­ной разъ­яс­ни­тель­ной рабо­ты со сто­ро­ны пре­по­да­ва­те­лей и инструк­то­ров (или спе­ци­аль­ных тренингов).

Низ­кие оцен­ки по про­фи­лю «Пси­хо­эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость» в соче­та­нии с низ­ки­ми оцен­ка­ми по про­фи­лю «Лич­ност­ные ПВК» пред­опре­де­ля­ют сни­же­ние эффек­тив­но­сти обу­че­ния и высо­кую веро­ят­ность после­ду­ю­ще­го попа­да­ния в ава­рий­ные ситу­а­ции в каче­стве как пас­сив­но­го, так и актив­но­го участ­ни­ка ДТП. Дан­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния кор­рек­ци­он­ных меро­при­я­тий направ­лен­ных на мини­ми­за­цию отри­ца­тель­но­го воз­дей­ствия ряда ПВК, с целью фор­ми­ро­ва­ния без­опас­но­го сти­ля вождения.

Если кан­ди­дат полу­чил низ­кий уро­вень соот­вет­ствия ПВК (сни­жен­ная спо­соб­ность к под­дер­жа­нию кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на выпол­не­нии зада­чи, недо­ста­точ­ная спо­соб­ность к быст­ро­му пере­клю­че­нию вни­ма­ния меж­ду источ­ни­ка­ми инфор­ма­ции, низ­кий уро­вень коор­ди­на­ции (ско­ро­сти и изби­ра­тель­но­сти) дви­же­ний рук и ног), вхо­дя­щих в состав про­фи­ля «Мотор­но-пер­цеп­тив­ные спо­соб­но­сти», кура­тор может пред­ло­жить ему выпол­нить про­лон­ги­ро­ван­ные вер­сии тесто­вых зада­ний для повы­ше­ния уров­ня соот­вет­ствия этих про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств.

Таким обра­зом, про­ве­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния на про­фес­си­о­наль­ную при­год­ность кан­ди­да­тов в води­те­ли ТС с выда­чей соот­вет­ству­ю­щих реко­мен­да­ций и про­ве­де­ни­ем кор­рек­ци­он­ных меро­при­я­тий, в пол­ной мере спо­соб­ству­ет более каче­ствен­ной под­го­тов­ке води­те­лей, что в свою оче­редь ведет к сни­же­нию рис­ка воз­ник­но­ве­ния опас­ных ситу­а­ций на дороге.