Пер­вое, что долж­но быть сфор­ми­ро­ва­но с само­го ран­не­го воз­рас­та, – это пра­ви­ло: подо­шел к доро­ге – оста­но­вись!

Необ­хо­ди­мо, что­бы оно ста­ло при­выч­кой. Для чего же необ­хо­ди­мо оста­но­вить­ся? Для того что­бы обес­пе­чить себе без­опас­ный пере­ход – выбро­сить из голо­вы все ненуж­ные мыс­ли, сосре­до­то­чить­ся, осмот­реть­ся.

Поэто­му любое объ­яс­не­ние пра­вил пере­хо­да доро­ги долж­но начи­нать­ся сло­ва­ми: «подо­шел к доро­ге – оста­но­вись, а даль­ней­шие дей­ствия будут зави­сеть от того, какая перед тобой доро­га».

«Обыкновенная» дорога с двусторонним движением

На доро­ге с двух­сто­рон­ним дви­же­ни­ем транс­порт­ные сред­ства дви­жут­ся навстре­чу друг дру­гу по пра­вой сто­роне про­ез­жей части.

Подо­шел к доро­ге – оста­но­вись. Посмот­ри нале­во и напра­во. Если машин нет или они очень дале­ко, мож­но пере­хо­дить, посто­ян­но осмат­ри­вая про­ез­жую часть, пото­му что обста­нов­ка может рез­ко изме­нить­ся, ведь это доро­га!

Пере­се­кать про­ез­жую часть все­гда сле­ду­ет под пря­мым углом, а не наис­ко­сок, т.к. это уве­ли­чи­ва­ет вре­мя пре­бы­ва­ния на про­ез­жей части. Если в зоне види­мо­сти нет пеше­ход­но­го пере­хо­да, то доро­гу раз­ре­ша­ет­ся пере­хо­дить в тех местах, где она хоро­шо про­смат­ри­ва­ет­ся в обе сто­ро­ны (нет густых кустар­ни­ков, сто­я­щих машин), где нет раз­де­ли­тель­ной поло­сы и ограж­де­ний.

Вый­дя на про­ез­жую часть, надо поста­рать­ся быст­ро пере­сечь ее. Но если воз­ник­ла необ­хо­ди­мость оста­но­вить­ся, то нуж­но это сде­лать на линии, кото­рая раз­де­ля­ет транс­порт­ные пото­ки про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ний.

Дорога с двусторонним движением с трамвайными путями посередине

Подо­шел к доро­ге – оста­но­вись. Посмот­ри нале­во. Если нет машин, дой­ди до трам­вай­ных путей и сно­ва оста­но­вись. Посмот­ри нале­во и напра­во, нет ли трам­ва­ев и, самое глав­ное, нет ли машин, пото­му что Пра­ви­ла­ми дорож­но­го дви­же­ния раз­ре­ша­ет­ся дви­же­ние авто­мо­би­ля по трам­вай­ным путям. Перей­дя трам­вай­ные пути, посмот­ри напра­во, машин нет – пере­хо­ди. Вот сколь­ко нуж­но сде­лать оста­но­вок в необ­хо­ди­мых местах.

Дорога с односторонним движением

На доро­ге с одно­сто­рон­ним дви­же­ни­ем про­ез­жая часть по всей ширине исполь­зу­ет­ся для дви­же­ния транс­порт­ных средств в одном направ­ле­нии.

Глав­ная ошиб­ка при пере­хо­де такой доро­ги: пеше­ход, как пра­ви­ло, смот­рит толь­ко в ту сто­ро­ну, отку­да дви­жет­ся транс­порт. А если в это вре­мя спе­ци­аль­ные маши­ны (маши­ны поли­ции, пожар­ной охра­ны, ско­рой помо­щи и т.д.) едут навстре­чу транс­порт­но­му пото­ку, а если води­тель – нару­ши­тель?

На такой доро­ге так­же нуж­но быть очень вни­ма­тель­ным. Подо­шел к доро­ге – оста­но­вись. Посмот­ри нале­во и напра­во, машин нет – пере­хо­ди.

Нерегулируемый перекресток

Пере­крест­ком назы­ва­ет­ся место пере­се­че­ния, при­мы­ка­ния или раз­ветв­ле­ния дорог на одном уровне. На пере­крест­ке пере­се­ка­ют­ся меж­ду собой пути дви­же­ния транс­порт­ных средств с путя­ми дви­же­ния пеше­хо­дов, здесь транс­порт­ные сред­ства дви­жут­ся не толь­ко пря­мо, но и нале­во, напра­во, раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в обрат­ном направ­ле­нии. Маши­ны, еду­щие напра­во, вклю­ча­ют мига­ю­щий пра­вый ука­за­тель пово­ро­та, пово­ра­чи­ва­ю­щие нале­во или совер­ша­ю­щие раз­во­рот – левый ука­за­тель пово­ро­та.

Пере­хо­дить пере­кре­сток сле­ду­ет стро­го под пря­мым углом (не по диа­го­на­ли) к линии тро­туа­ров.

Итак, подо­шел к пере­крест­ку – оста­но­вись. Посмот­ри назад и впе­ред. Опре­де­ли, идет ли транс­порт пря­мо или соби­ра­ет­ся пово­ра­чи­вать на ту поло­ви­ну про­ез­жей части, кото­рую необ­хо­ди­мо пере­сечь. Посмот­ри нале­во. Если подъ­е­хав­шие для пово­ро­та маши­ны сза­ди и впе­ре­ди оста­но­ви­лись для про­пус­ка пеше­хо­дов, и, если нет маши­ны сле­ва, доро­гу мож­но пере­хо­дить.

Транс­порт, кото­рый нахо­дит­ся сза­ди или впе­ре­ди нас, дол­жен при пово­ро­те усту­пать доро­гу не толь­ко пеше­хо­дам, но и транс­пор­ту, дви­га­ю­ще­му­ся пря­мо. Но в жиз­ни, к сожа­ле­нию, быва­ет обрат­ное: доро­гу пеше­хо­дам води­те­ли усту­па­ют с боль­шой неохо­той, а те маши­ны, кото­рые сза­ди нас, бли­же к пово­ро­ту, ста­ра­ют­ся побыст­рее завер­шить свой маневр, опять же не про­пус­кая пеше­хо­дов.

Пере­се­кай про­ез­жую часть быст­ро, но не бегом. Не пре­кра­щай наблю­дать во вре­мя пере­хо­да за транс­порт­ны­ми сред­ства­ми сле­ва, а после сере­ди­ны про­ез­жей части – спра­ва.

Регулируемые перекрестки

Чаще все­го дви­же­ние на пере­крест­ках регу­ли­ру­ет­ся све­то­фо­ром. Пере­хо­дить такой пере­кре­сток про­ще, но и здесь нуж­но быть вни­ма­тель­ным и осто­рож­ным. Ведь если для пеше­хо­да горит зеле­ный свет, то этот же зеле­ный горит и для транс­пор­та, нахо­дя­ще­го­ся сза­ди и впе­ре­ди нас. Но дале­ко не вся­кий води­тель сле­ду­ет пра­ви­лам: чаще все­го, если нет рядом инспек­то­ра, маши­на ста­ра­ет­ся про­ехать пер­вой, а потом уже сле­ду­ет пеше­ход.

Начи­нать пере­ход надо толь­ко одно­вре­мен­но с нача­лом вклю­че­ния зеле­но­го сиг­на­ла све­то­фо­ра (что­бы быть уве­рен­ным, что до окон­ча­ния его горе­ния ты спо­кой­но успе­ешь закон­чить пере­ход) и, убе­див­шись, что весь транс­порт оста­но­вил­ся и про­пус­ка­ет пеше­хо­дов.

Регулируемый железнодорожный переезд

Пере­хо­дить желез­но­до­рож­ные пути мож­но толь­ко тогда, когда на пере­ез­де открыт шлаг­баум и не рабо­та­ют крас­ные сиг­на­лы све­то­фо­ра.

Нерегулируемый железнодорожный переезд

Преж­де чем пере­хо­дить через пути, пеше­ход дол­жен очень вни­ма­тель­но посмот­реть нале­во и напра­во – сво­бод­ны ли желез­но­до­рож­ные пути, при­слу­шать­ся, нет ли шума при­бли­жа­ю­ще­го­ся поез­да. Желез­но­до­рож­ные пути могут иметь две колеи, и если на авто­мо­биль­ной доро­ге с дву­сто­рон­ним дви­же­ни­ем ясно, что при пере­хо­де доро­ги опас­ность может угро­жать сле­ва или спра­ва, то на желез­ной доро­ге это не так. Поезд может появить­ся с любой сто­ро­ны.

Переход железнодорожных путей вне переезда

Если путь пеше­хо­да про­хо­дит где-то вда­ли от желез­но­до­рож­но­го пере­ез­да, то пере­хо­дить через желез­но­до­рож­ные пути мож­но толь­ко там, где они хоро­шо про­смат­ри­ва­ют­ся в обе сто­ро­ны (нет ни пово­ро­тов, ни укло­нов, ни пре­пят­ствий без­опас­но­сти), как при пере­хо­де нере­гу­ли­ру­е­мо­го желез­но­до­рож­но­го пере­ез­да. Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние детей на то обсто­я­тель­ство, что при экс­трен­ном тор­мо­же­нии до пол­ной оста­нов­ки состав про­хо­дит несколь­ко кило­мет­ров пути.

Пеше­хо­дам запре­ща­ет­ся

  1. Пере­хо­дить про­ез­жую часть доро­ги вне пеше­ход­но­го пере­хо­да при нали­чии раз­де­ли­тель­ной поло­сы. Как пра­ви­ло, это доро­ги с интен­сив­ным дви­же­ни­ем
  2. Пере­хо­дить про­ез­жую часть в местах, где уста­нов­ле­ны пеше­ход­ные или дорож­ные ограж­де­ния.

Сигналы светофора и регулировщика

Крас­ный сиг­нал све­то­фо­ра запре­ща­ет дви­же­ние. Жел­тый сиг­нал для пеше­хо­дов, как и крас­ный, запре­ща­ет дви­же­ние, т.к. «Жел­тый сиг­нал запре­ща­ет дви­же­ние, кро­ме слу­ча­ев, преду­смот­рен­ных пунк­том 6.14 Пра­вил, и пре­ду­пре­жда­ет о пред­сто­я­щей смене сиг­на­лов».

А п. 6.14 отно­сит­ся к води­те­лям, кото­рые при вклю­че­нии жел­то­го сиг­на­ла не могут оста­но­вить­ся, не при­бе­гая к экс­трен­но­му тор­мо­же­нию, и им, поэто­му, раз­ре­ша­ет­ся даль­ней­шее дви­же­ние.

Зеле­ный сиг­нал све­то­фо­ра раз­ре­ша­ет дви­же­ние, но не гаран­ти­ру­ет без­опас­ность! Прак­ти­ка же дорож­но­го дви­же­ния под­твер­жда­ет опас­ность пере­се­че­ния про­ез­жей части на зеле­ный сиг­нал све­то­фо­ра, если пеше­ход сам не пред­при­ни­ма­ет необ­хо­ди­мые меры предо­сто­рож­но­сти.

Пеше­хо­ды долж­ны руко­вод­ство­вать­ся толь­ко сиг­на­ла­ми пеше­ход­ных све­то­фо­ров, неза­ви­си­мо от сиг­на­лов дру­гих одно­вре­мен­но рабо­та­ю­щих све­то­фо­ров, и лишь при отсут­ствии пеше­ход­ных све­то­фо­ров – сиг­на­ла­ми толь­ко трех­сек­ци­он­но­го транс­порт­но­го све­то­фо­ра: крас­но­го, жел­то­го и зеле­но­го цве­тов.

На пере­крест­ках с интен­сив­ным дви­же­ни­ем уста­нав­ли­ва­ют­ся трех­сек­ци­он­ные све­то­фо­ры с допол­ни­тель­ны­ми сек­ци­я­ми – стрел­ка­ми, кото­рые рас­по­ло­же­ны сбо­ку. Зеле­ные стрел­ки пока­зы­ва­ют води­те­лям, куда раз­ре­ше­но дви­же­ние, пеше­хо­дам раз­ре­ша­ет­ся пере­хо­дить ули­цу лишь в том слу­чае, когда заго­ра­ет­ся зеле­ный сиг­нал в основ­ной сек­ции све­то­фо­ра.

Жел­тый мига­ю­щий сиг­нал све­то­фо­ра раз­ре­ша­ет дви­же­ние и инфор­ми­ру­ет о нали­чии нере­гу­ли­ру­е­мо­го пере­крест­ка или пеше­ход­но­го пере­хо­да, и пре­ду­пре­жда­ет об опас­но­сти. Если сиг­нал све­то­фо­ра выпол­нен в виде силу­эта пеше­хо­да, то его дей­ствие рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на пеше­хо­дов.

Вооб­ще, кро­ме крас­но­го, жел­то­го и зеле­но­го при­ме­ня­ют­ся еще и све­то­вые сиг­на­лы бело-лун­но­го цве­та (в све­то­фо­рах для регу­ли­ро­ва­ния дви­же­ния марш­рут­ных транс­порт­ных средств).

При неис­прав­но­сти све­то­фо­ра и в неко­то­рых дру­гих слу­ча­ях дви­же­ние транс­порт­ных средств и пеше­хо­дов регу­ли­ру­ет­ся регу­ли­ров­щи­ком. Каж­дый жест, каж­дое поло­же­ние его кор­пу­са отно­си­тель­но води­те­лей и пеше­хо­дов соот­вет­ству­ет како­му-либо сиг­на­лу све­то­фо­ра.

Основ­ны­ми сиг­на­ла­ми регу­ли­ров­щи­ка явля­ют­ся:

  1. Сиг­нал свист­ком – слу­жит для при­вле­че­ния вни­ма­ния участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния.
  2. Пра­вая рука под­ня­та вверх – запре­ща­ет дви­же­ние транс­порт­но­го сред­ства и пеше­хо­дов во всех направ­ле­ни­ях.
  3. Обе руки вытя­ну­ты в сто­ро­ны или опу­ще­ны:
    со сто­ро­ны лево­го и пра­во­го боков – пеше­хо­дам раз­ре­ше­но пере­хо­дить про­ез­жую часть.
    со сто­ро­ны гру­ди и спи­ны – дви­же­ние запре­ще­но.
  4. Пра­вая рука вытя­ну­та впе­ред: пеше­хо­дам раз­ре­ше­но пере­хо­дить про­ез­жую часть толь­ко за спи­ной регу­ли­ров­щи­ка.

Если на пере­крест­ке одно­вре­мен­но рабо­та­ют регу­ли­ров­щик и све­то­фор, то все участ­ни­ки дви­же­ния под­чи­ня­ют­ся толь­ко регу­ли­ров­щи­ку!