Каж­дый день в мире совер­ша­ют­ся дорож­но-транс­порт­ные про­ис­ше­ствия (ДТП). Ана­лиз при­чин ДТП пока­зы­ва­ет, что зна­чи­тель­ная часть из них (96–98%) свя­за­на с чело­ве­че­ски­ми фак­то­ра­ми вожде­ния, преж­де все­го – оши­боч­ным или наме­рен­но рис­ко­ван­ным и про­во­ци­ру­ю­щим (абер­рант­ным) пове­де­ни­ем води­те­лей.

За послед­ние пол­ве­ка в нашей стране и за рубе­жом, было про­ве­де­но мно­же­ство иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных изу­че­нию про­фес­си­о­наль­но важ­ных качеств (ПВК) води­те­лей. В рам­ках дан­ных иссле­до­ва­ний было сфор­ми­ро­ва­но мно­же­ство направ­ле­ний: это и выяв­ле­ние свя­зей меж­ду пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми чело­ве­ка и даль­ней­шей успеш­но­стью его дея­тель­но­сти в каче­стве води­те­ля, и выяв­ле­ние свя­зи меж­ду моти­ва­ци­он­ны­ми и лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми инди­ви­да и его под­вер­жен­но­стью раз­лич­но­го рода ава­рий­ным ситу­а­ци­ям, вклю­чая ДТП, и изу­че­нии соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских пред­по­сы­лок деви­ант­но­го пове­де­ния на доро­гах и т.д.

Иссле­до­ва­ния при­чин ава­рий­но­сти сре­ди води­те­лей поз­во­ли­ли выде­лить два основ­ных типа нару­ши­те­лей, согла­су­ю­щи­е­ся с дан­ны­ми миро­вой лите­ра­ту­ры. Пер­вый пред­став­лен агрес­сив­ны­ми экс­тра­вер­ти­ро­ван­ны­ми соци­о­па­та­ми, кото­рые попа­да­ют в ава­рии пре­иму­ще­ствен­но из-за совер­ше­ния наме­рен­ных нару­ше­ний пра­вил дорож­но­го дви­же­ния (ПДД) , в част­но­сти, агрес­сив­но­го сти­ля вожде­ния и пере­оцен­ки сво­их воз­мож­но­стей, под­креп­ля­е­мых убеж­де­ни­я­ми в том, что такой стиль пове­де­ния на доро­ге дает им некие внеш­ние (напри­мер, эко­но­мит вре­мя в пути) либо внут­рен­ние (под­ни­ма­ет само­оцен­ку) пре­иму­ще­ства. Вто­рой – нев­ро­тич­ны­ми и дез­адап­ти­ро­ван­ны­ми лица­ми с пре­об­ла­да­ни­ем пас­сив­но-обо­ро­ни­тель­ных тен­ден­ций и сни­жен­ным уров­нем само­кон­тро­ля, кото­рые могут попа­дать в ава­рий­ные ситу­а­ции глав­ным обра­зом вслед­ствие недо­ста­точ­ной стрес­со­устой­чи­во­сти, повы­шен­ной исто­ща­е­мо­сти когни­тив­ных про­цес­сов и сни­жен­ной спо­соб­но­сти к адек­ват­но­му реа­ги­ро­ва­нию на вне­зап­но изме­нив­шу­ю­ся ситу­а­цию. Почти 60 лет назад Тиллм­эн и Хоббс сфор­му­ли­ро­ва­ли тезис, кото­рый в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни сохра­нил свое зна­че­ние до наших дней: «води­тель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Поды­то­жив резуль­та­ты всех про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний, мы при­хо­дим к выво­ду, что ситу­а­ция, в кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность, вли­я­ет на то, какое соче­та­ние инди­ви­ду­аль­ных харак­те­ри­стик ока­жет­ся опти­маль­ным.

В свя­зи с науч­но обос­но­ван­ны­ми под­хо­да­ми о вли­я­нии инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ных качеств чело­ве­ка на стиль вожде­ния, в послед­нее вре­мя, спе­ци­а­ли­сты ведут спо­ры о необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния обя­за­тель­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния кан­ди­да­тов в води­те­ли транс­порт­ных средств (ТС).