«Вы, ребёнок и автомобиль»

Урок первый

Семья тро­га­ет в путь на авто­мо­би­ле. Малыш удоб­но рас­по­ло­жил­ся на зад­нем сиде­нье рядом с мамой. Но дети, осо­бен­но малень­кие боль­шие непо­се­ды. И вот ребе­нок уже сто­ит на сиде­нье, весе­ло щебе­чет, машет руч­ка­ми и стро­ит рожи­цы в зад­нее стек­ло. Идил­лия – пол­ная. Уми­ля­ют­ся все и роди­те­ли, и води­тель сле­ду­ю­щей сза­ди маши­ны. Послед­ний уми­ля­ют­ся до того, что не успе­ва­ет вовре­мя затор­мо­зить перед пере­крест­ком и бьет перед­нюю маши­ну в бам­пер. Пустя­ки, удар был не силь­ный, но: вполне доста­точ­ный для того, что­бы малыш сна­ча­ла уда­рил­ся голо­вой в зад­нее стек­ло, а затем упал в про­ем меж­ду перед­ни­ми сиде­нья­ми. Послед­ствия уда­ра и паде­ния могут ока­зать­ся роко­вы­ми. Тоже самое может про­изой­ти и более про­за­и­че­ской ситу­а­ции – при рез­ком тор­мо­же­нии авто­мо­би­ля.

Салон авто­мо­би­ля не без­опас­ный дет­ский манеж, а зад­нее сиде­нье – широ­кая и мяг­кая роди­тель­ская кро­вать и не пуши­стый ковер на полу. В машине малыш дол­жен обя­за­тель­но сидеть, ели нет спе­ци­аль­но­го крес­ла, то рядом с взрос­лым, будучи при­стег­ну­тым спе­ци­аль­ным дет­ским удер­жи­ва­ю­щим устрой­ством (ФЭСТ).

Урок второй

Как пра­ви­ло, ребе­нок стре­мит­ся пер­вым занять место на зад­нем сиде­нье авто­мо­би­ля. Если вслед за ним, на зад­нем же сиде­нье раз­ме­ща­ют­ся взрос­лые, они бук­валь­но при­жи­ма­ют его к внеш­ней (в сто­ро­ну про­ез­жей части) две­ри. Авто­ма­ти­че­ская бло­ки­ров­ка две­рей при дви­же­нии преду­смот­ре­на толь­ко на неко­то­рых зару­беж­ных авто­мо­би­лях, а вос­поль­зо­вать­ся меха­ни­че­ской бло­ки­ров­кой (нажать кноп­ку или руч­ку на две­ри) взрос­лые, как пра­ви­ло, забы­ва­ют. В соот­вет­ствии с «зако­ном под­ло­сти» дверь на ходу может рас­пах­нуть­ся, а ребе­нок выва­лить­ся под коле­са попут­ных машин. Такая веро­ят­ность есть все­гда, учи­ты­вая «шалов­ли­вые» руч­ки и не слиш­ком надеж­ные меха­низ­мы замок оте­че­ствен­ных авто­мо­би­лей. Еще более веро­ят­но, что при таком раз­ме­ще­нии ребе­нок при оста­нов­ке не ста­нет дожи­дать­ся, пока взрос­лые выле­зут из маши­ны, а выско­чит из сво­ей две­ри – в сто­ро­ну доро­ги:

Нико­гда не раз­ме­щай­те ребен­ка на пас­са­жир­ском сиде­нье вплоть к две­рям! Нико­гда не созда­вай­те ситу­а­ций, про­во­ци­ру­ю­щих выход ребен­ка из сало­на сто­я­ще­го авто­мо­би­ля в сто­ро­ну про­ез­жей части!

Урок третий

Ребе­нок достиг воз­рас­та, когда его мож­но пере­во­зить на перед­нем сиде­нье авто­мо­би­ля. Есте­ствен­но, он стре­мит­ся занять пре­стиж­ное место рядом с води­те­лем. О про­стой опе­ра­ции по при­сте­ги­ва­нию рем­ня без­опас­но­сти вспо­ми­на­ют дале­ко не все и уж совсем немно­гие вспо­ми­на­ют, что ремень когда-то был отре­гу­ли­ро­ван под взрос­ло­го чело­ве­ка (разу­ме­ет­ся, заме­ча­ние акту­аль­но для авто­мо­би­лей с рем­ня­ми без регу­ли­ров­ки).

Про­вис­ший ремень не спа­сет ребен­ка от серьез­ной трав­мы голо­вы и груд­ной клет­ки в слу­чае рез­ко­го вынуж­ден­но­го тор­мо­же­ния быст­ро­дви­жу­ще­го­ся авто­мо­би­ля. Ремень без­опас­но­сти – не фор­маль­ное при­спо­соб­ле­ние, а зача­стую един­ствен­ное сред­ство, сохра­ня­ю­щее жизнь.

Да и вооб­ще, не сто­ит поз­во­лять ребен­ку ездить на перед­нем сиде­нье. Это самое опас­ное место в авто­мо­би­ли в слу­чае столк­но­ве­ния. И еще, даже из-под пра­виль­но отре­гу­ли­ро­ван­но­го рем­ня ребен­ка при столк­но­ве­нии может про­сто выскольз­нуть.


«Вы, ребёнок и общественный транспорт»

Урок четвертый

К сто­я­ще­му на оста­нов­ке авто­бу­су бегут люди. Бегут по тро­туа­ру, по краю про­ез­жей части, с дру­гой сто­ро­ны – попе­рек про­ез­жей части. Под­дав­шись все­об­ще­му ажи­о­та­жу, пере­хо­дит на бег и Ваш ребе­нок. Он не видит ниче­го, кро­ме сто­я­ще­го ваго­на, в кото­рый ему нуж­но успеть. Даже если при этом Вы бежи­те с ним рядом и дер­жи­те его за руку – Вы три­жды непра­вы. Вме­сте Вы може­те попасть под коле­са – это раз. Вы може­те, поскольз­нув­шись упасть и уро­нить ребен­ка – это два. И самое глав­ное – Вы созда­е­те ребен­ку «страш­ную» стрес­со­вую ситу­а­цию: не успе­ем, поте­ря­юсь, мама (папа) уедут, а я оста­нусь один на оста­нов­ке.

Не рискуй­те, не нер­ви­руй­те ребен­ка, не пода­вай­те ему дур­ной при­мер неумест­ной сует­ли­во­сти. Нико­гда не беги­те с ребен­ком к сто­я­ще­му обще­ствен­но­му транс­пор­ту. В спеш­ке Вы може­те поте­рять кон­троль и над собой, а глав­ное над ребен­ком.

Урок пятый

Авто­бу­са дав­но не было. На оста­нов­ке ско­пи­лась тол­па. Вы, креп­ко дер­жа ребен­ка за руку, сто­и­те в пер­вых рядах. Нако­нец дол­го­ждан­ный вагон под­пол­за­ет к оста­нов­ке. Начи­на­ет­ся дав­ка. Вас могут вмять в еще закры­тые две­ри, не оста­но­вив­шей­ся маши­ны. Могут и под коле­са затол­кать, и по «бор­ту раз­ма­зать», и в салон вне­сти, не «счи­тая сту­пе­нек». Даже физи­че­ски и пси­хи­че­ски креп­ко­му взрос­ло­му чело­ве­ку, как мини­мум, стресс обес­пе­чен, а како­во ребен­ку?!

Если это воз­мож­но, избе­гай­те поез­док с ребен­ком на обще­ствен­ном транс­пор­те в часы пик. Если же Вы с ребен­ком вынуж­де­ны часто бывать в подоб­ной ситу­а­ции, помни­те, Ваше место не в пер­вых рядах штур­му­ю­щих авто­бус, а сре­ди тех, кто спо­кой­но ожи­да­ет сво­ей оче­ре­ди. В кон­це кон­цов, этот авто­бус не послед­ний, а физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье ребен­ка доро­же любо­го ожи­да­ния.

Основ­ная идея выше­ска­зан­но­го выхо­дит за рам­ки этих пяти кон­крет­ных слу­ча­ев. Но если Вы сопро­вож­да­е­те сво­е­го ребен­ка по город­ским ули­цам пеш­ком или на авто­мо­би­ле, посту­пай­те так, что­бы Ваши дей­ствия нагляд­но демон­стри­ро­ва­ли ребен­ку и Вашу забо­ту о его без­опас­но­сти, и пра­виль­ные при­е­мы само­сто­я­тель­но­го пове­де­ния в самых раз­лич­ных ситу­а­ци­ях!