Вам необходимо ежедневно напоминать своим детям о правилах безопасного поведения на улице. Необходимо учить детей не только Правилам дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться!
Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
Вот несколько советов, которые помогут Вам и Вашему ребенку:
1. Вместе с ребенком, в выходные дни (когда у Вас достаточно времени) обязательно разработайте и пройдите вместе с ребенком маршрут «дом-школа-дом», укажите на наиболее опасные участки дороги, а главное, разъясните, как себя вести. Если Ваш ребенок посещает спортивную секцию или учреждение дополнительного образования, то необходимо разработать ему дополнительный безопасный маршрут «дом-секция (кружок) – дом».
2. При выходе из подъезда дома, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:
- у подъезда дома по дворовому проезду также есть движение транспорта;
- припаркованная у подъезда автомашина, расположенный гараж или растущее дерево – закрывают обзор.
Научите ребенка приостановиться и оглядеться – нет ли за препятствием скрытой опасности.
3. Не разрешайте ребенку переходить или перебегать дорогу впереди Вас – этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться.
4. Не спешите – переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте постороннее разговоры с ребенком. Все необходимые рекомендации дайте ребенку на тротуаре.
Выходить из дома следует заблаговременно так, чтобы остался резерв времени, и можно было идти не спеша.
5. Не нарушайте Правила дорожного движения в присутствии детей. Даже если нет ни одной машины,
Никогда не переходите дорогу на «красный» или «жёлтый» сигнал светофора!
6. Особое внимание необходимо уделить «Зелёному» сигналу светофора и научить ребёнка одной простой истине:
«Зелёный разрешает переход дороги лишь тогда, когда он загорелся и можно убедиться, что переход дороги безопасен».
Для примера можете подойти с ребёнком к Светофору, имеющему цифровое табло и сказать: «Видишь, отсчёт времени для пешеходов. Осталось 1–2 секунды, когда зелёный сигнал светофора разрешит переход дороги. Раньше переходить нельзя!
7. Научите ребёнка переходить дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» и дорожной разметкой типа «Зебра». Но при этом, следует разъяснить. Если нет подземного или наземного пешеходного перехода, то переходить проезжую часть нужно размеренным шагом, убедившись в собственной безопасности.
На перекрёстках следует переходить дорогу по линии тротуаров или обочин. У ребёнка должен быть выработан твёрдый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара на дорогу, он должен посмотреть налево, и направо и только убедившись в своей безопасности переходить ее.
Ни в коем случае при переходе не следует разговаривать по мобильному телефону и слушать музыку – это опасно!
Напомните ребёнку, что на перекрёстках, недостаточно посмотреть «налево» и «направо», а необходимо ещё посмотреть и «назад» и убедиться, что машины не поворачивают на проезжую часть, которую он собрался перейти.
Это должно быть доведено до автоматизма.
8. Если ребёнок самостоятельно пользуется транспортом, необходимо учесть на следующие моменты:
- Ожидать транспортное средство нужно только в местах, обозначенных знаком «Остановка автобуса (троллейбуса, трамвая)».
Особое внимание следует уделить остановке трамвая! Нужно подходить к трамваю только тогда, когда машины, следующие в попутном с трамваем направлении, остановились. Выходя из трамвая, необходимо спуститься на нижнюю ступеньку и посмотреть «направо», убедившись, что машины, следующие в попутном направлении, остановились, и только тогда выйти из него.
- Выйдя из общественного транспорта, следует посмотреть по сторонам, дойти до тротуара и перейти проезжую часть дороги по пешеходному переходу.
Уважаемые родители! Из автобуса, трамвая, такси выходите первыми, а заходите после ребёнка. В противном случае, ребёнка могут случайно толкнуть, и он может упасть, выбежать на проезжую часть!
9. Для того чтобы ребенок стал видимым на дороге в темное время суток желательно приобретать верхнюю одежду со светоотражающими вставками или прикреплять к одежде ребенка светоотражающие изделия.
Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:
- больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;
- показывать и объяснять последовательно две «картинки»: «кажущуюся безопасность» (ранняя стадия ситуации) и «видимую опасность» (поздняя стадия ситуации).
Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу. Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями.
Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. «Уроки предвидения» скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:
- стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
- стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
- стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;
- кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;
- движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
- движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.
Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:
- начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;
- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;
- на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;
- играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;
в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.
Формирование навыков и предвидения опасности у детей – длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу.